Федеральным законом от 12.06.2024 № 140-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» закреплена возможность самостоятельной реализации ипотечного жилья гражданами, являющимися заемщиками по договорам об ипотечном кредите.
Самостоятельная реализация заложенного имущества осуществляется залогодателем - физическим лицом путем его продажи другому лицу для последующего погашения за счет вырученных средств обязательств по кредитному договору или договору займа, которые заключены залогодателем в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства по которым обеспечены ипотекой.
То есть залогодатель вправе в любой момент в течение срока действия кредитного договора или договора займа, но до обращения залогодержателем взыскания на заложенное имущество, направить залогодержателю заявление о самостоятельной реализации имущества. При отсутствии ограничений залогодержатель в течение десяти рабочих дней со дня получения указанного заявления направляет залогодателю уведомление о согласовании, в котором указывает, в том числе, объем своих требований, рассчитанный на день окончания срока реализации залогодателем имущества, минимальную цену, по которой заложенное имущество может быть реализовано, порядок осуществления расчетов, даты начала и окончания срока самостоятельной реализации залогодателем имущества. Последующее увеличение объема требований и минимальной продажной цены не допускается, за исключением случая продления срока самостоятельной реализации залогодателем имущества.
Федеральным законом определены случаи, при наличии которых самостоятельная реализация залогодателем имущества не допускается, в частности: залогодержателем был подан иск об обращении взыскания на имущество, заложенное по договору об ипотеке, либо нотариусом совершена исполнительная надпись на договоре об ипотеке, закладной или договоре, влекущем за собой возникновение ипотеки в силу закона; в отношении залогодателя возбуждена процедура внесудебного банкротства либо в отношении залогодателя или залогодержателя возбуждено дело о признании их несостоятельными (банкротами); полученное залогодержателем заявление является повторным и при этом предыдущее аналогичное заявление было удовлетворено залогодержателем, но впоследствии им было получено заявление залогодателя об отказе от самостоятельной реализации имущества либо имущество не было реализовано залогодателем в установленный срок.
Срок самостоятельной реализации залогодателем имущества, включая государственную регистрацию перехода права собственности и полное погашение обязательств по кредитному договору или договору займа, составляет четыре месяца со дня получения залогодержателем заявления. С даты получения заявления обращение взыскания на заложенное имущество в судебном или во внесудебном порядке не допускается. В случае, если в самостоятельной реализации имущества было отказано, либо имущество не было реализовано залогодателем в установленный срок, либо залогодатель отказался от самостоятельной реализации, залогодержатель вправе обратить взыскание на имущество.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, т.е. 11.09.2024
Ст. помощник прокурора Курского района Д.С. Авдеева
Изменен порядок перевода госслужащих в другой орган
Федеральным законом от 22 апреля 2024 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что все назначения госслужащего на другую должность должны происходить в порядке перевода, если другой механизм прямо не предусмотрен законом.
При этом новый контракт не заключается, соответствующие изменения вносятся в действующий контракт. В определенных случаях при переводе конкурс не проводится. Госслужащий может перевестись в другой орган по собственной инициативе. Процедура схожа с расторжением контракта по инициативе госслужащего. Исключено разделение условий служебного контракта на существенные и другие. Устанавливать правила служебных проверок могут федеральные госорганы, органы публичной власти федеральной территории и регионы.
Помощник прокурора Курского района В.Н. Рязанцева
Квотирование рабочих мест для инвалидов
Согласно положениям Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» работодателям, у которых численность работников превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от двух до четырех процентов от среднесписочной численности работников. Работодателям, у которых численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не более трех процентов от среднесписочной численности работников.
Если среднесписочная численность работников меньше 35 человек - квоты нет.
Оформление работодателем в установленном порядке трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место считается выполнением квоты для приема на работу инвалидов в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ.
С 01.09.2024 квота в размере от 2 до 4% от среднесписочной численности работников будет устанавливаться для работодателей, у которых численность работников превышает 35 человек. Установление квоты будет осуществляться в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Минтрудом России.
Отчет о выполнении квоты для приема инвалидов ежемесячно передают в службу занятости через портал Работа России не позднее 10 числа следующего за отчетным месяца.
Часть 1 ст. 5.42 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных лиц в виде штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты.
Ст. помощник прокурора Курского района И.В. Минакова
- Добрый день. Я слышала, что за принудительную высадку из салона общественного транспорта ребенка предусмотрена административная ответственность. Так ли это?
Отвечает старший помощник прокурора Курского района Авдеева Д.С.: действительно, в соответствии с ч. 2.1 ст. 11.33 КоАП РФ, принудительная высадка из автобуса, трамвая или троллейбуса несовершеннолетнего, не достигшего возраста шестнадцати лет, не подтвердившего оплату проезда, если его проезд подлежит оплате, либо право на бесплатный или льготный проезд и следующего без сопровождения совершеннолетнего лица, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей, а на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Кроме того, Федеральным законом от 12.06.2024 № 134-ФЗ
«О внесении изменения в статью 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указанная норма Кодекса дополнена абзацем, согласно которому принудительная высадка из салона общественного транспорта инвалидов I группы, следующих без сопровождающего лица, также влечет административную ответственность для водителей и должностных лиц в виде штрафа в аналогичном размере.
Названные изменения вступают в силу с 1 сентября 2024 года.
Какая предусмотрена ответственность за действия, направленные на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения либо на нанесения вреда здоровью людей в целях подрыва экономической безопасности и (или) обороноспособности Российской Федерации, а также за несанкционированное использование беспилотных летательных аппаратов?
Статьей 281 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за совершение диверсии.
В частности, совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения либо на нанесение вреда здоровью людей и (или) компонентам природной среды, если эти действия совершены в целях подрыва экономической безопасности и (или) обороноспособности Российской Федерации.
Указанные действия наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
Те же деяния совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий; сопряженные с посягательством на объекты федерального органа исполнительной власти в области обороны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной власти, привлекаемых для выполнения отдельных задач в области обороны, а также на объекты топливно-энергетического комплекса и организаций оборонно-промышленного комплекса.
Указанные действия наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они: сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии, потенциально опасные биологические объекты либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических веществ или патогенных биологических агентов; повлекли причинение смерти человеку.
Указанные действия наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненным лишением свободы.
Кроме того, статьей 281.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьей 281 настоящего Кодекса, вооружение или подготовка лица в целях совершения указанных преступлений, а равно финансирование диверсии.
Указанные действия наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет либо без такового или пожизненным лишением свободы.
Кроме того, за нарушение правил использования воздушного пространства предусмотрена ответственность по ст. 11.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 20 до 50 тысяч рублей для граждан и от 250 до 350 тысяч рублей – для юридических лиц.
В случаях когда запуск дрона осуществлен без разрешения (либо допущено иное нарушение правил использования воздушного пространства) и повлекло по неосторожности тяжкий вред здоровью или смерть человека, предусмотрено наказание до пяти лет лишения свободы, а если пострадали два и более лица – до семи лет лишения свободы (статья 271.1 УК РФ).
Помощник прокурора Курского района |
В.В. Локтионов |
Неоплата судебного штрафа в установленный срок может повлечь привлечение к уголовной ответственности
Судебный штраф – это денежное взыскание, назначаемое судом при освобождении лица от уголовной ответственности.
В случае неоплаты судебного штрафа в установленный судом срок он отменяется и лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующей статье Уголовного кодекса Российской Федерации. При этом суд по представлению сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации отменяет постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и назначения меры уголовно правового характера в виде судебного штрафа и направляет материалы руководителю следственного органа или прокурору.
Продление срока, отсрочка или рассрочка исполнения решения суда о применении судебного штрафа законом не предусмотрены.
Таким образом, при неоплате судебного штрафа в установленный срок судом по представлению судебного пристава отменяется соответствующее постановление, а материалы направляются в следственный орган или прокурору в целях привлечения лица к установленной законом уголовной ответственности.
Помощник прокурора Курского района В.В. Гуфельд
Почему нельзя использовать найденную банковскую карту?
Противозаконным является снятие денежных средств с найденной банковской карты, а равно их перевод на иные счета, а также оплата такой картой товаров и услуг.
Обнаруженная, а затем использованная чужая банковская карта, не будет являться находкой в соответствии со ст. 227 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Напротив, указанные выше действия образуют состав преступления, предусмотренного п. «г» ч. 3 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, – кража, совершенная с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 159.3 Уголовного кодекса Российской Федерации).
За данное преступление предусмотрено наказание до 6 лет лишения свободы.
Помощник прокурора Курского района В.В. Гуфельд
Работодатели не вправе увольнять овдовевших супругов ветеранов боевых действий.
Федеральным законом от 06.04.2024 № 70-ФЗ в главу 41 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) внесены изменения, устанавливающие гарантии супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий (статья 264.1 Кодекса).
В соответствии с внесенными поправками в течение одного года с момента гибели (смерти) ветерана боевых действий расторжение трудового договора с супругой (супругом) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившим) в повторный брак, по инициативе работодателя не допускается.
Исключениями, при которых допускается увольнение, являются ликвидация организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, грубое нарушение работником трудовых обязанностей, совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка и другие случаи, предусмотренные пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Основанием увольнения педагогического работника также является применение физического и (или) психического насилия над личностью обучающегося (п. 2 ст. 336 Трудового кодекса Российской Федерации).
Помощник прокурора Курского района Н.В. Деренкова
Телефонный терроризм
Террористический акт - уголовное преступление. Исходя из ч. 1 ст. 207 УК РФ телефонным терроризмом следует считать заведомо ложное сообщение о готовящемся террористическом акте (взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий), совершенное из хулиганских побуждений.
Любые проявления, связанные с ложными сообщениями о готовящемся террористическом акте, также являются уголовно наказуемыми деяниями.
Телефонные террористы, как следует из ст. 207 УК РФ, совершают ложные звонки исключительно из хулиганских побуждений по мотивам шуток, розыгрышей, а иногда и с целью отвлечения внимания правоохранительных органов от раскрытия реальных преступлений и предотвращения их совершения.
Уголовная ответственность за совершение преступления, предусмотренного ст. 207 УК РФ, наступает в отношении лица, достигшего ко времени совершения преступления 14 лет (ч. 2 ст. 20 УК РФ).
Отказ в возбуждении уголовного дела либо его прекращение по мотиву недостижения лицом к моменту совершения преступления возраста уголовной ответственности (ч. 3 ст. 27 УПК РФ) не является основанием для невозможности применения к такому лицу мер материальной ответственности.
В этом случае на законных представителей такого лица (родителей, опекунов) возлагается бремя ответственности за материальный ущерб, связанный с организацией и проведением специальных мероприятий по проверке сообщения о преступлении (ст. ст. 1073, 1074 ГК РФ).
Ст. помощник прокурора Курского района И.В. Минакова
Уголовная ответственность за мелкое взяточничество.
Статья 291.2 Уголовного Кодекса РФ устанавливает уголовную ответственность за мелкое взяточничество, т.е. за получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей.
Мелкое взяточничество является специальной нормой по отношению к положениям ст.ст. 290, 291 УК РФ, получение или дачу взятки в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, следует квалифицировать по ч. 1 ст. 291.2 УК РФ независимо от того, за какие действия (законные или незаконные), в каком составе участников (единолично или группой лиц), а также при наличии других квалифицирующих признаков взяточничества они совершены.
Таким образом, мелкое взяточничество отличается от получения или дачи взятки лишь одним объективным признаком – размером взятки. Следует отметить, что за посредничество в мелком взяточничестве лицо не подлежит уголовной ответственности по ст. 291.1 УК РФ, ввиду размера взятки. Субъектом мелкого взяточничества является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
За совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 291.2 УК РФ предусмотрены различные виды наказания, а именно штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до одного года. Частью 2 статьи 291.2 УК РФ предусмотрен квалифицированный состав преступления и более строгое наказание.
Так, по ч. 2 ст. 291.2 УК РФ подлежат действия лица, имеющего судимость за совершение преступлений, предусмотренных ст.ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ, максимальное наказание составляет лишение свободы на срок до трех лет.
Следует знать, что лицо совершившее дачу взятки в размере, указанном в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Помощник прокурора Курского района Н.В. Деренкова
Усилены административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре за лицами, имеющими судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего
Изменения внесены в статью 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Теперь для указанных лиц обязательным является установление судом административного ограничения в виде запрета на посещение объектов и территорий образовательных, медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, предназначенных для детей, организаций отдыха детей и их оздоровления, площадок с использованием открытой плоскостной детской игровой и детской спортивной инфраструктур.
Исключение составляют случаи, если поднадзорное лицо, являясь родителем несовершеннолетнего, сопровождает его, в том числе для представления его интересов.
Помощник прокурора Курского района В.Н. Рязанцева